Друзья, предлагаю вам воспользоваться картинами известных живописцев в качестве метафорических карт и выбрать одну, которая в данный момент отзывается вашему внутреннему состоянию. Тематика у нас зимняя, поэтому все картины так или иначе связаны с этим временем года
Эта картина изображает одиноко стоящую на обрыве сосну, припорошённую снегом. Ветви дерева наклонились почти до земли, оно словно впало в спячку до самой весны.
Это один из немногих зимних пейзажей художника Ивана Шишкина, который, в основном, изображал лето. Мастер писал картину, вдохновившись красотами побережья Ботнического залива. Там он увидел одинокую сосну, которая тронула его сердце и побудила к созданию очередного шедевра.
Живописец назвал картину «На севере диком...», отсылая зрителя в известному стихотворению Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Это произведение, изначально, написанное Генрихом Гейне, гениально переведено Лермонтовым с немецкого языка. Оно очень ярко отражало душевное состояние Шишкина, который чувствовал себя очень одиноким и подавленным после смерти близких.
Душа художника была полна обид на судьбу, которая оставила его без отца, сыновей, жены и друга. Всё своё переживание и одиночество мастер передал через краски, создав замечательное изображение засыпанной снегом сосны.
Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженным всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево и тяжесть снега, смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным мистическим лунным светом.
Хотя самой луны и нет на картине, но пейзаж полностью передаёт её незримое присутствие. Яркие контрасты теней говорят о том, что полотно создавалось в полнолуние, когда зимняя природа особенно красива. Художник тщательно прописывал все детали и создавал наброски, которые сохранились и до наших дней.
Егор Зайцев «Рождественская ёлка», 1996 год
На этой картине изображена старенькая седая бабушка, которая наряжает новогоднюю ёлку. Она достала все имеющиеся у неё игрушки и тщательно разбирает их, заботливо подготавливая к украшению ёлочки.
Скорее всего, пенсионерка живёт одна, иначе кто-то из молодёжи помогал бы ей в предновогодними хлопотами. Да и в окружающей обстановке признаков других членов семьи не видно. Однако, судя по фотографиям на стене, можно понять, что у пенсионерки много родственников.
Все фотографии довольно старые, многие из них довоенные, может даже есть и дореволюционные. В центре висит портрет молодой семейной пары — скорее всего, это сама героиня картины со своим супругом, которого уже нет в живых.
При всём при этом, бабушка вовсе не выглядит грустной и потерянной. Она очень внимательно и старательно готовится в Новому году, что говорит о наличии у неё детей и внуков, которые обязательно приедут к ней на праздники.
Да, пенсионерка живёт одна, но её совсем не бросили и не забыли. В Новогоднюю ночь в этом доме будет и детский смех, и праздничный концерт по телевизору, и оливье с мандаринами. Ещё не всё в прошлом...
Елена Савина «Прощание», 2017 год
От автора:
Осень часто созвучна по настроению с прощанием, ведь для этого времени года характерно необычное состояние души. Грусть расставания с уходящим летом передают красочные виды природы. Грустная и в то же время прекрасная осень – это время переосмысления, подведения итогов, это время тревог и переживаний человека о будущем.
Моя работа выражает идею прощания с прошлым, внутренний конфликт человека в момент расставания с родительским домом. Это конфликт чувствующего и мыслящего начал: ностальгия, непреодолимая тяга к прошлому, нахлынувшие воспоминания - с одной стороны, и осознание необходимости такого выбора, невозможности повернуть время вспять, неизбежности отказа от старого, с другой.
Николай Ульянов «Снегири. Детский сад», 1964 год
На этой картине изображены просторные светлые окна детского сада, через которые малыши смотрят на снегирей. Снегири не такие уж популярные птицы в наших краях и увидеть их даже зимой было большим счастьем. Особенно для детей, для которых вся снежная зима похожа на удивительную сказку с её ветрами, морозами и скрипучими сугробами.
Дети, смотрящие в окно на прекрасных ярких птиц, ощущают себя исследователями нового мира. Эта радость узнавания нового, неожиданного, яркого в холодной обыденности за заснеженным стеклом, объединяет в общем движении светлые детские души, и это событие остаётся в них на всю жизнь....
Картину написал художник Николай Иванович Ульянов. Разносторонне одаренный от природы, наделенный чуткой впечатлительной душой, он обостренно-тонко воспринимал красоту окружающего мира. На войну ушел добровольцем. Участвовал в обороне Москвы, сражался на Курской дуге и в Донбассе.
В 1943 году был тяжело ранен, стал инвалидом. В полной мере познал физические и душевные муки, голод, нищету. Но именно тогда он осознал свое предназначение — быть художником. И посвятил всю свою жизнь служению искусству.
Алексей Саврасов «Зима», 1870-е годы
Талантливый живописец Алексей Саврасов очень любил создавать зимние пейзажи. На этой картине он изобразил одиноко стоящую избушку с соломенной крышей, из трубы которой идёт густой белый дым.
На первом плане раскинулась запорошенная снегом небольшая ёлочка, которая гармонично дополняет пейзаж. Рядом с ёлочкой стоит обрубок маленького деревца, верхушку которого, возможно, пустили на дрова.
Сотрудники Самарского художественного музея, в коллекции которого находится эта картина, полагают, что идею для этого пейзажа Саврасов подсмотрел в Малороссии — именно для той местности характерны подобные беленькие хатки-мазанки с соломенными крышами и плетёными изгородями.
Точная дата создания этой картины неизвестна, кроме того, что художник писал её в 70-е годы позапрошлого века. Тогда он находился на пике своей популярности, но уже начал пить. Совсем скоро мастер потеряет семью, жильё и работу, пейзажи станут более простыми и размытыми, будут продаваться за три копейки случайным людям и осядут в частных коллекциях.
Но во время создания этой картины Саврасов ещё не пропил своё мастерство и мог создавать настоящие шедевры, оставив будущим поколениям большое творческое наследие, не теряющее своей актуальности с годами.
Александр Дудин «Ёлка», 1953 год
Главным отличием этой картины от большинства других новогодних сюжетов является то, что здесь практически всё пространство занимает ёлка, наряженная игрушками.
Через ветви просвечивается стеллаж с будильником и книгами, настенные часы, что-то вроде проигрывателя и мужчина, держащий в руках пластинку.
Ёлка на картине совсем не густая, однако игрушек на неё не пожалели: здесь и шишки, и шарики, и сосульки, и колокольчики, и грибочки, и собачки и многое другое. В довершение ель украшена бусами и дождиком.
Картину написал советский художник Александр Дудин, который, в основном, специализировался на создании иллюстраций, а живописью занимался в свободное от время. Работы мастера можно было увидеть в изданиях «Роман-газеты», на обложках серии «Библиотека приключений», во многих фантастических и приключенческих книгах.
Евгений Лушпин «Сумерки в городе», 2000 год
Первый раз взглянув на этой изображение сумерек в спальном районе, можно подумать, что это фотография, однако на самом деле — это картина известного художника Евгения Лушпина, члена Творческого союза художников России.
Любимая тема творчества Лушпина — городской пейзаж. Каждый год он пишет несколько картин, посвященных разным городам мира. Нередко пейзажи Лушпина погружены в сумерки, как, например, мы и видим на картине «Сумерки в городе».
Картина кажется очень родной и реалистичной, напоминая многим знакомые улочки и дворы, по которым приходилось ходить множество раз. Некоторые, глядя на эту картину, вспоминают детство, а некоторым приходится ежедневно наблюдать подобный пейзаж по дороге с работы или на работу.
Кондрат Евдокимович Максимов «Потревоженная тишина», 1973 год
На этой картине изображён сказочный зимний пейзаж с густыми заснеженными елями и заиндевелыми берёзами. Лес окружают глубокие сугробы, освещаемые таинственным лунным светом. Кругом царит спокойствие и умиротворение.
Однако тишину этого места неожиданно нарушает проезжающий мимо грузовик, который отправился в сторону буровой вышки. Чистая нетронутая природа была потревожена грубым вторжением человека, нарушившим очарование и красоту этого места.
Картину написал художник Кондрат Максимов, который большую часть своего творчества посвятил изображению русской природы. «Мы сейчас много говорим о том, что надо сохранять, беречь природу. А беречь — это значит прежде всего любить её. Поможет моя работа этому — стало быть, не зря трудился», — говорил живописец.
Всего за годы своей творческой деятельности Кондрат Максимов написал около 200 картин. Его полотна находятся как в музейных экспозициях многих городов России, так и в частных коллекциях.
Аркадий Пластов «Весна», 1954 год
На этой картине художник изобразил молодую женщину, одевающую свою дочь в открытом предбаннике «курной» деревенской бани. Рыжеволосая обнажённая героиня является олицетворением только-только наступившей весны, которая пробуждает ото сна природу и даёт начало новой жизни.
Весна была любимым временем года Аркадия Пластова. Живя в столице, каждую весну он приезжал в родную деревню Прислониха Ульяновской области, сам открывал в доме все окна и вытаскивал зимние рамы. В Прислонихе художник написал и картину «Весна», которую начал ещё в 1945 году, а закончил только в 1954. Известно, что в работе над полотном мастеру помогал сын Николай Аркадьевич.
На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Натурщицей для маленькой героини была местная жительница Нина Шарымова. За это мастер подарил ей отрез нарядного шёлка на платье.
Образ взрослой женщины Пластов писал со своей супруги, что стало известно из его письма к ней: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо».
Из-за обнажённой натуры картина «Весна» на первой выставке вызвала много вопросов и негативных комментариев. Некоторые критики отмечали, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне.
Также неодобрительно была воспринята нищета героев картины — баня топится по-чёрному, нет электричества и даже минимальных удобств. Из-за всей этой критики картина «Весна» какое-то время не экспонировалась и не печаталась, получив заслуженную популярность гораздо позже своего появления.
Цагараев Максим Максимович (1951 г.) "У новогодней елки. 1991"
Работа погружает нас в 90-е годы прошлого века. Она трогает всех, чья молодость или детство пришлись на то время. От чувства ностальгии сжимается душа... Это мы - на его работах! О чем мы думали; о чём мечтали, во времена, когда одна эпоха сменяла другую?
Анна Ярмолюк "Зима. Путь домой"
Анна Ярмолюк родилась в Харькове в 1977г. Закончила Харьковскую Государственную Академию Культуры. Профессионально занимается живописью с 2007 г. Работает в технике масляной пастели. В творчестве главным считает искренность. На ее работах – тихие улочки, крошечные домишки, флигельки, яблони впалисадниках, самодельные скамеечки, порхающий над этим симпатичным мирком снежок. Эти пейзажи художнице хорошо знакомы и близки. "Я верю, что каждое мгновение нашей жизни - величайшая ценность, ведь оно уникально и не повторится больше никогда. Важно ощущать жизнь во всей её полноте. Мир вокруг нас - удивительно разнообразный, добрый и щедрый, нужно только научиться замечать это и ценить». Анна Ярмолюк
Александр Левченков «Утро Нового года», 1999 год
Первое января — чудесное время, когда можно позволить себе просто отдыхать, распаковывать подарки и наслаждаться общением с близкими. А для малышей это ещё и время сказок и волшебства, окутанное ароматом свечей, ёлки и мандаринов. На своей картине «Утро Нового года» художник Александр Левченков изобразил маленького мальчика, который проснулся раньше всех новогодним утром. Он стоит у большой ёлки, словно заворожённый, и не может на неё наглядеться. Художник очень реалистично передал изумление малыша, его детские чувства и переживания. Картина очень добрая, наполнена позитивом, теплом и новогодней атмосферой
Вопросы для саморефлексии:
Какие чувства вызывает эта картина?
Что она вам напоминает?
Как эта картина соотносится с вашим текущим состоянием?
Что в композиции или образе больше привлекло внимание, удивило или заставило задуматься?
Есть ли в этой картине что-то ценное для вас? Что это?
Описания к картинам взяты из группы Вконтакте "Картины с историей"